В Бишкеке завершилась региональная конференция по ОУР для педагогов

В Бишкеке завершилась региональная конференция по ОУР для педагогов

04 Ноябрь 2022

Мероприятие объединило 150 участников из Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. На одной площадке встретились преподаватели школ и ВУЗов, практикующие в своей профессиональной деятельности концепцию и принципы образования для устойчивого развития (ОУР), представители региональных Министерств образования и науки, посольств ФРГ в КР и Эстонии в странах Центральной Азии, ПРООН, ЮНЕСКО, GIZ, гражданского сектора, эксперты из Германии, Монголии, Таиланда. 

Образование для устойчивого развития (ОУР) – это направление включено в программу «Образование 2030» в рамках 4-й Цели устойчивого развития «Качественное образование». Как указано в документе «Образование для достижения Целей устойчивого развития: Цели обучения», выполнение 4-й и остальных ЦУР требует решения  задачи:  «к  2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, включая, образование в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни, права человека, гендерное равенство, продвижение культуры мира и ненасилия, глобальную гражданственность и признание культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие».

Во время приветственной сессии докладчики назвали ОУР неотъемлемой частью качественного образования, доступ к которому является приоритетным для всех стран региона. Представители Министерства образования и науки КР, ссылаясь на последние исследования ОРТ, отметили необходимость развития у школьников «способностей действовать в разных ситуациях, используя свои знания, проводить инновационные исследовательские проекты, разделять ценности прав и свобод человека, овладеть навыками, чтобы найти себя в жизни и на рынке труда».

Высокие гости отметили важность ОУР в формировании у школьников знаний о том, как происходящие в мире явления и события - изменения климата, истощение природных ресурсов, чрезмерное потребление - влияют на современную жизнь. Как сказал Магнус Магнуссон, руководитель ЮНЕСКО (Алматы), быть образованным в вопросах устойчивого развития означает здесь и сейчас думать о том, что человек делает для будущего поколения и «планировать свое поведение для устойчивости нашего хрупкого мира».

В Кыргызстане проекты по внедрению ОУР в образовательную систему республики реализует, в частности, Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (Германское общество по международному сотрудничеству) совместно с общественным фондом «САМР Алатоо» и ЮНЕСКО при поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и правительства Эстонии. Инициативы направлены на обучение преподавателей школ, ВУЗов и методистов, разработку учебных материалов для школ и включение курсов по ОУР в программы подготовки педагогических кадров.

Актуальность этой работы отметила в приветственной речи Ольга Брызгалова, представитель МОиН КР, и сказала, что «ОУР позволяет постепенно внедрять темы и методики обучения, способствующие изменению образа мышления и поведения как учителей, так и учащихся. Мы должны научиться современным подходам обучения и использованию информационно-коммуникативных технологий, необходимых для формирования межсекторальных компетенций и гибких навыков у учащихся».  

Если Кыргызстан и страны региона делают только первые шаги в этом направлении, то образовательная система Эстонии была ориентирована на ОУР последние 20 лет. По словам посла Эстонии, в странах ЦА, Тоомаса Тирса, устойчивое развитие – «это тема любви и заботы о нашей природе, которая понятная для всех людей и особенно для детей». Он выразил надежду, что учебные пособия и видеоматериалы по ОУР, изданные и разработанные при поддержке международных проектов в помощь школьным педагогам, будут рекомендованы к использованию на уроках соответствующими образовательными структурами в странах ЦА. 

С одним из таких пособий участники познакомились во время конференции. Руководство «Образование для устойчивого развития и сохранение биоразнообразия» было подготовлено для учителей биологии и географии 6-11 классов при содействии кыргызско-германского проекта по сохранению орехоплодовых лесов и пастбищ. Как рассказала руководитель проекта Эдит Кошкин, история создания пособия началась с идеи неравнодушных активистов Джалал-Абадской области о том, чтобы дети больше узнавали о природе их родного края. «Наши партнеры озаботились тем, что ребята, живущие рядом с лесом, не знают его изнутри, не знают, как он растет и развивается. Поэтому мы решили подготовить учебный материал, сфокусированный на экологии, климате, лесах и пастбищах Кыргызстана. И не думали, что из пособия для факультативных занятий, вырастут учебные курсы для подготовки учителей», - сказала Эдит Кошкин.

Специалисты институтов переквалификации кадров, обучающие своих коллег подходу ОУР на базе материалов этого пособия, и школьные педагоги-практики были отмечены организаторами конференции почетными грамотами и памятными призами. На сегодняшний день знания об ОУР в сфере сохранения биоразнообразия и устойчивого управления природными ресурсами получили 443 педагога по всей республике, которые в свою очередь обучили более 20-ти тысяч школьников и студентов. Такие образовательные организации, как институты повышения квалификации и переподготовки кадров при МОиН КР, КГУ им. И. Арабаева и ОшГу, внедрили ОУР в учебные планы. 

Во время интерактивных пленарных сессий, общих дискуссий и мастер-классов участники конференции обсудили вызовы в сфере устойчивого развития, включая управление природными ресурсами, изменение климата, потерю биоразнообразия, конфликты, различные формы дискриминации и решающую роль образования в качестве эффективного инструмента для достижения ЦУР, укрепили профессиональное сотрудничество и обменялись практическим опытом.

Подводя итоги двухдневного насыщенного общения, участники мероприятия пришли к мнению о том, что ОУР необходимо продвигать в ЦА на национальном уровне, действуя в рамках «дорожной карты», предложенной международными партнерами. Было отмечено, что уровень подготовки и количество преподавателей, применяющих ОУР на своих уроках, в каждой из стран региона разный и поэтому учителя нуждаются в поддержке в виде получения опыта, развития наставничества и менторства, включения тем ОУР в предметные стандарты и т.д. 

Включение ОУР в образовательную систему, пусть пока и не в каждой школе и каждом ВУЗе, вселило в педагогов надежду на то, что намеченные действия и планы, озвученные на конференции, не останутся просто на словах.

Мероприятие было организовано GIZ, ЮНЕСКО в партнерстве с Министерством образования и науки КР при поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и правительства Эстонии, а также представители гражданского сектора – ОФ «САМР Алатоо» и ОФ «Агентство по гарантии качества в сфере образования «EdNet».

 

 

 

 

Фотогалерея

Другие новости

26 Декабрь 2018
Итоги пастбищного сезона

Итоги пастбищного сезона 2018 года были  подведены на очередном заседании районной пастбищной комиссии (РПК).

ДАЛЕЕ
18 Январь 2019
Горные мосты Кыргызстана -2018

Четыре новых моста построены в 2018 году в Кыргызстане  при поддержке ОФ “CAMP Алатоо” и Швейцарской ассоциации “Памирские...

ДАЛЕЕ
21 Декабрь 2018
Энергоэффективные печи: что говорят потребители и производители

В последнюю неделю года депутаты Жогорку Кенеша КР  планируют рассмотреть во втором чтении ратификацию “Соглашения о...

ДАЛЕЕ