Мероприятие объединило 150 участников из Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана. На одной площадке встретились преподаватели школ и ВУЗов, практикующие в своей профессиональной деятельности концепцию и принципы образования для устойчивого развития (ОУР), представители региональных Министерств образования и науки, посольств ФРГ в КР и Эстонии в странах Центральной Азии, ПРООН, ЮНЕСКО, GIZ, гражданского сектора, эксперты из Германии, Монголии, Таиланда.
Образование для устойчивого развития (ОУР) – это направление включено в программу «Образование 2030» в рамках 4-й Цели устойчивого развития «Качественное образование». Как указано в документе «Образование для достижения Целей устойчивого развития: Цели обучения», выполнение 4-й и остальных ЦУР требует решения задачи: «к 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, включая, образование в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни, права человека, гендерное равенство, продвижение культуры мира и ненасилия, глобальную гражданственность и признание культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие».
Во время приветственной сессии докладчики назвали ОУР неотъемлемой частью качественного образования, доступ к которому является приоритетным для всех стран региона. Представители Министерства образования и науки КР, ссылаясь на последние исследования ОРТ, отметили необходимость развития у школьников «способностей действовать в разных ситуациях, используя свои знания, проводить инновационные исследовательские проекты, разделять ценности прав и свобод человека, овладеть навыками, чтобы найти себя в жизни и на рынке труда».
Высокие гости отметили важность ОУР в формировании у школьников знаний о том, как происходящие в мире явления и события - изменения климата, истощение природных ресурсов, чрезмерное потребление - влияют на современную жизнь. Как сказал Магнус Магнуссон, руководитель ЮНЕСКО (Алматы), быть образованным в вопросах устойчивого развития означает здесь и сейчас думать о том, что человек делает для будущего поколения и «планировать свое поведение для устойчивости нашего хрупкого мира».
В Кыргызстане проекты по внедрению ОУР в образовательную систему республики реализует, в частности, Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH (Германское общество по международному сотрудничеству) совместно с общественным фондом «САМР Алатоо» и ЮНЕСКО при поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и правительства Эстонии. Инициативы направлены на обучение преподавателей школ, ВУЗов и методистов, разработку учебных материалов для школ и включение курсов по ОУР в программы подготовки педагогических кадров.
Актуальность этой работы отметила в приветственной речи Ольга Брызгалова, представитель МОиН КР, и сказала, что «ОУР позволяет постепенно внедрять темы и методики обучения, способствующие изменению образа мышления и поведения как учителей, так и учащихся. Мы должны научиться современным подходам обучения и использованию информационно-коммуникативных технологий, необходимых для формирования межсекторальных компетенций и гибких навыков у учащихся».
Если Кыргызстан и страны региона делают только первые шаги в этом направлении, то образовательная система Эстонии была ориентирована на ОУР последние 20 лет. По словам посла Эстонии, в странах ЦА, Тоомаса Тирса, устойчивое развитие – «это тема любви и заботы о нашей природе, которая понятная для всех людей и особенно для детей». Он выразил надежду, что учебные пособия и видеоматериалы по ОУР, изданные и разработанные при поддержке международных проектов в помощь школьным педагогам, будут рекомендованы к использованию на уроках соответствующими образовательными структурами в странах ЦА.
С одним из таких пособий участники познакомились во время конференции. Руководство «Образование для устойчивого развития и сохранение биоразнообразия» было подготовлено для учителей биологии и географии 6-11 классов при содействии кыргызско-германского проекта по сохранению орехоплодовых лесов и пастбищ. Как рассказала руководитель проекта Эдит Кошкин, история создания пособия началась с идеи неравнодушных активистов Джалал-Абадской области о том, чтобы дети больше узнавали о природе их родного края. «Наши партнеры озаботились тем, что ребята, живущие рядом с лесом, не знают его изнутри, не знают, как он растет и развивается. Поэтому мы решили подготовить учебный материал, сфокусированный на экологии, климате, лесах и пастбищах Кыргызстана. И не думали, что из пособия для факультативных занятий, вырастут учебные курсы для подготовки учителей», - сказала Эдит Кошкин.
Специалисты институтов переквалификации кадров, обучающие своих коллег подходу ОУР на базе материалов этого пособия, и школьные педагоги-практики были отмечены организаторами конференции почетными грамотами и памятными призами. На сегодняшний день знания об ОУР в сфере сохранения биоразнообразия и устойчивого управления природными ресурсами получили 443 педагога по всей республике, которые в свою очередь обучили более 20-ти тысяч школьников и студентов. Такие образовательные организации, как институты повышения квалификации и переподготовки кадров при МОиН КР, КГУ им. И. Арабаева и ОшГу, внедрили ОУР в учебные планы.
Во время интерактивных пленарных сессий, общих дискуссий и мастер-классов участники конференции обсудили вызовы в сфере устойчивого развития, включая управление природными ресурсами, изменение климата, потерю биоразнообразия, конфликты, различные формы дискриминации и решающую роль образования в качестве эффективного инструмента для достижения ЦУР, укрепили профессиональное сотрудничество и обменялись практическим опытом.
Подводя итоги двухдневного насыщенного общения, участники мероприятия пришли к мнению о том, что ОУР необходимо продвигать в ЦА на национальном уровне, действуя в рамках «дорожной карты», предложенной международными партнерами. Было отмечено, что уровень подготовки и количество преподавателей, применяющих ОУР на своих уроках, в каждой из стран региона разный и поэтому учителя нуждаются в поддержке в виде получения опыта, развития наставничества и менторства, включения тем ОУР в предметные стандарты и т.д.
Включение ОУР в образовательную систему, пусть пока и не в каждой школе и каждом ВУЗе, вселило в педагогов надежду на то, что намеченные действия и планы, озвученные на конференции, не останутся просто на словах.
Мероприятие было организовано GIZ, ЮНЕСКО в партнерстве с Министерством образования и науки КР при поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и правительства Эстонии, а также представители гражданского сектора – ОФ «САМР Алатоо» и ОФ «Агентство по гарантии качества в сфере образования «EdNet».
Итоги пастбищного сезона 2018 года были подведены на очередном заседании районной пастбищной комиссии (РПК).
Кененирээк маалыматРабота над созданием единой методики «Мониторинг пастбищ на местном уровне» приблизилась к финишу.
Кененирээк маалыматЧетыре новых моста построены в 2018 году в Кыргызстане при поддержке ОФ “CAMP Алатоо” и Швейцарской ассоциации “Памирские...
Кененирээк маалымат