С распадом Советского Союза в 1991 году, управление природными ресурсами в Центральной Азии претерпело существенные реформы. Этот период изменения привел научным дискуссиям о том, как следует концептуализировать постсоциалистический переходный период, социальную трансформацию и институциональные изменения, так как произошел сдвиг в понимании природы переходного процесса: от подхода «сверху-вниз», использовавшийся при формировании постсоциалистического перехода до критического анализа трансформации «снизу вверх» и институциональных изменений. Контекст трансформации воспринимался в качестве экспериментальной лаборатории, где игроки разрабатывали и апробировали новые организационные формы и организационные структуры. Во многих случаях, зависимость от предшествующего пути развития и институциональной взаимодополняемости с неформальными институтами (реальной практикой) сыграли ключевую роль в процессе трансформации.
С этой точки зрения, постсоциалистические институциональные изменения характеризовались: уязвимостью жизнеобеспечения, институциональными и экономическими неопределенностями, которые стали результатом радикальных реформ в сельском хозяйстве; зависимостью от предшествующего пути развития и сохранением традиционных институтов и советских учреждений; а также различием и сложным взаимодействием между правовыми и социальными организациями, государственными и неправительственными учреждениями. Необходимо также отметить, что институциональные изменения формировались на основе происходящих конфликтов, переговоров и соотношением сил между субъектами.
Для внесения своего вклада в продолжающиеся политические и научные умозаключения относительно институциональных изменений и их влияния в регионе, и содействия сотрудничеству между исследователями из Центральной Азии и Германии — был организован Центрально-Азиатский семинар, на тему «Устойчивость и изменчивость учреждений, работающих в сфере управления природными ресурсами в пост-социалистическом контексте» (26-28 января 2016 года ), где ученые представили результаты своих исследований и критически обсудили движущие факторы, а также последствия изменений.
Семинар был организован под руководством WINS, Центрально-Азиатской рабочей группой в тесном сотрудничестве с проектом InDeCA «Проектирование социальных институтов в переходный период: Продвижение Институционального развития для единого управления общей базой ресурсов в Центральной Азии», финансируемого Volkswagen Stiftung в рамках проекта Narmada «Управление природными ресурсами в Центральной Азии», финансируемого Федеральным министерством образования и научных исследований Германии, а также программой Эрасмус Мундус «Евроазиатское сотрудничество к совершенству и улучшению», финансируемой Европейской Комиссией.
Центральноазиатская рабочая группа WINS базируется в WINS в Берлинском университете Гумбольдта, Интегративном научно-исследовательском институте по преобразованию систем человека и окружающей среды (IRI THESys). Работа рабочей группы была направлена на проведение анализа институтов и структуры управления в социально-экологических-технических (СЭТ) системах в Центральной Азии.