Сохранение биоразнообразия через введение эффективных комплексных механизмов управления пастбищами

  • Срок реализации: 2019 - 2022
  • Донорская организация: Sigrid Rausing Trust
  • География: Тонский район, Иссык-Кульская область, Кыргызская Республика.
В рамках проекта ОФ “CAMP Алатоо” поддержал инициативу местного сообщества Тонского района Иссык-Кульской области по созданию заповедной зоны в предгорьях хребта Тескей Алатоо. Жители нескольких сельских округов, в числе которых общество охотников и рыболов, были обеспокоены тем, что в последнее время в их местности сократилось количество некоторых видов диких животных и наблюдались случаи выкапывания корней и луковиц растений и лекарственных трав. Помимо этого, во время одного из семинаров с участием населения, обсуждалась возможность создания пилотной зоны, в которой все виды экономической деятельности будут ограничены с тем, чтобы выяснить реальное воздействие животноводства на пастбища. ОФ “CAMP Алатоо” разработал предложение по созданию пилотного общинного микрозаповедника “Байбоосун”, управление и защита которого осуществляется всеми заинтересованными сторонами на основе взаимовыгодных соглашений. Общая площадь заповедника составляет 14 тысяч гектаров. Диапазон высот - от 2800 до 4478 м над уровнем моря.

Предпосылки проекта

Законодательство Кыргызстана (закон КР “Об особо охраняемых природных территориях”) предусматривает создание микрозаповедников, поскольку в отличие от других типов охраняемых природных территорий они не требуют вывода крупных территорий из хозяйственного использования, и решение о его создании принимается местными органами власти.  Микрозаповедники ограничивают выпас скота, охоту, сбор лекарственных трав и обеспечивают условия для восстановления численности диких животных.

Создание и деятельность «Байбоосуна» закрепил Меморандумом о сотрудничестве, подписанный руководителями Департамента сохранения биоразнообразия и особо охраняемых природных территорий Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Кыргызской Республики, местной государственной администрации, трех сельских округов, пастбищных комитетов, ОФ "CAMP Алатоо" и сообщества охотников и рыболовов.

Для проведения анализа природоохранной ценности и определения особенностей функционального зонирования территории заповедника была организована научная экспедиция с участием сотрудников Академии наук КР .

Цели и задачи проекта

Микрозаповедник был создан для достижения следующих целей:

  • сохранение биоразнообразия и экосистем;
  • сохранение генофонда семян пастбищной растительности;
  • институциональное развитие охотничьих организаций;
  • повышение эстетической привлекательности ландшафтов.

Перед проектом была поставлена важная и актуальная задача – разработать общую концепцию и подтвердить экологическую, научную и экономической целесообразности микрозаповедника.

Результат проекта

По данным, собранным с использованием маршрутно-рекогносцировочного метода в различных районах и зафиксированным с помощью фотоловушек, установленных на территории микрозаповедника, были обнаружены следующие виды флоры и фауны:

  • -506 видов сосудистых растений, объединенных 292 родами из 60 семейств (неполный перечень, так как не включает в себя весенние вегетативные растения);
  • лук Семенова (Allium semenovii Regel), занесенный в Красную книгу;
  • 60 видов птиц (из них 6 видов занесены в Красную книгу Кыргызстана и список МСОП);
  • 18 видов млекопитающих;
  • снежный барс, манул, туркестанская рысь и каменная куница (занесены в Красную книгу Кыргызстана и МСОП).

Исходя из полученных данных, сотрудники Академии наук КР представили обоснование и рекомендации для создания микрозаповедника.  По их мнению, территория обладает высоким уровнем разнообразия флоры и фауны, типичной для центральной части хребта Тескей Ала-Тоо. 

Общественные егеря прошли обучение по вопросам мониторинга и охраны биоразнообразия, учета диких животных, определения видового состава и навыкам работы с автоматическими камерами и GPS-навигаторами, включая их практическое применение в полевых условиях.  Для охраны микрозаповедника были закуплены и переданы общественным егерям 6 фотоловушек, 2 GPS - навигатора, 10 раций, 5 комплектов полевого обмундирования, подзорные трубы.  На территории заповедной зоны установили 3 скрадки (сооружение, защищающее от погодных условий и предназначенное для наблюдений за дикими животными и птицами).

Biodiversity conservation through the introduction of effective integrated rangeland management mechanisms

What we are doing
Implementation Period
  • Implementation Period: 2019 - 2022
  • Donor organization: Sigrid Rausing Trust
  • Geographical location: Тонский район, Иссык-Кульская область, Кыргызская Республика.
CAMP Alatoo PF supported an initiative by the local community in Ton district of Issyk-Kul region to establish a protected area in the foothills of the Teskei Alatoo ridge as part of the project. Residents of several rural districts, including the Hunters and Fishermen's Society, were concerned that some wildlife species had recently declined in their area and that there had been cases of roots and bulbs of plants and medicinal herbs being dug up. In addition, during one of the participatory workshops the possibility of creating a pilot zone in which all economic activities would be restricted was discussed, in order to find out the real impact of livestock production on pastures. CAMP Alatoo PF has developed a proposal for a pilot community-based Baiboosun micro-reserve, managed and protected by all stakeholders through mutually beneficial agreements. The total area of the reserve is 14,000 hectares. The altitude range is from 2,800 to 4,478 m above sea level.

Project Background

Kyrgyzstan's legislation (Law of Kyrgyz Republic "On Specially Protected Natural Areas") provides for the establishment of micro-reserves because, unlike other types of protected areas, they do not require the withdrawal of large areas from economic use, and the decision to establish one is made by local authorities.  Microreserves limit cattle grazing, hunting, collection of medicinal herbs and provide conditions for restoration of wildlife populations.

The establishment and operation of the Baiboosun is part of a Memorandum of Cooperation signed by the heads of the Department of Biodiversity Conservation and Protected Areas of the State Agency of Environmental Protection and Forestry of the Kyrgyz Republic, the local state administration, three rural districts, pasture committees, the CAMP Alatoo PF and the hunting and fishing community.

A scientific expedition was organised with the participation of staff from the Kyrgyz Academy of Sciences to analyse the nature conservation value and determine the functional zoning of the reserve.

Project Objectives & Goals

The micro-reserve was established to achieve the following objectives:

  • Conservation of biodiversity and ecosystems
  • Conservation of the gene pool of grazing vegetation seeds
  • Institutional development of hunting organisations
  • Improving the aesthetic attractiveness of landscapes

The project had the important and urgent task of developing an overall concept and confirming the ecological, scientific and economic feasibility of the micro-reserve.

Project Result

According to the data collected using the route reconnaissance method in different areas and recorded using camera traps installed in the microreserve, the following species of flora and fauna were found:

  • 506 species of vascular plants united by 292 genera from 60 families (incomplete list as it does not include spring vegetative plants)
  • Semenov's onion (Allium semenovii Regel), listed in the Red Data Book
  • 60 bird species (of which 6 species are included in the Red Book of Kyrgyzstan and on the IUCN list)
  • 18 mammal species
  • Snow leopard, Pallas' cat, Turkestan lynx and stone marten (included in the Red Book of Kyrgyzstan and IUCN)

On the basis of the data obtained, staff members of the Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic presented the rationale and recommendations for the establishment of a micro-reserve. In their opinion, the area has a high level of diversity of flora and fauna typical of the central part of the Teskey Ala-Too Range.

The rangers were trained to monitor and protect biodiversity, record wildlife, determine species composition and learn how to use automatic cameras and GPS, including their practical application in the field.  To protect the micro-reserve, 6 photo traps, 2 GPS navigators, 10 walkie-talkies, 5 field uniforms and a spyglass were bought and given to the rangers. In the territory of the protected area, 3 scraps (a structure that protects from weather conditions and is intended for observation of wild animals and birds) were installed.