Компонент "Экологическое образование"

  • Срок реализации: 2018 - 2020
  • Донорская организация: Фонд Кристенсена, Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ)
  • География: Нарынская, Джалал-Абадская области, Кыргызская Республика.
В 2018-2020 гг. компонент “Экологическое образование и просвещение” был включен в проекты: (1) “Возрождение биокультурного наследия через интегрированное управление пастбищами и дикими животными”; (2) “Экосистемный подход для адаптации к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии”; (3) “Сохранение биоразнообразия и сокращение бедности с привлечением местных сообществ к управлению орехоплодовыми лесами и пастбищами”.

Предпосылки проекта

В рамках этого направления были проведены широкие информационные кампании о необходимости изменить безответственное отношение к ресурсам взамен на разумное и рациональное потребление.  Мероприятия, сопровождающие информационные кампании, основывались на принципах гражданской науки и экологического образования, и охватили все группы населения – от обычных пользователей до представителей областных и районных органов власти.

 

Цели и задачи проекта

Цель компонента заключалась в повышении уровня информированности местных общин в вопросах устойчивого управления природными ресурсами, а также прививание им осознания важности сохранения и защиты экосистем от деградации.

Результат проекта

В рамках проекта “Возрождение биокультурного наследия через интегрированное управление пастбищами и дикими животными” при содействии “ОФ детского кино “Карек”, для школьников Ат-Башинского района Нарынской области были проведены семинары по основам кинорежиссуры, написанию сценариев, выбору актеров, проведению интервью и использованию технических средств. На тренингах спикеры старались, чтобы ребята раскрыли свой внутренний мир и прочувствовали будущий фильм от начала и до конца. Практическим результатом мастер-классов стало производство трех короткометражных фильмов – «Ыйык мурас», «Биринчи махабат» и «Биринчи кат».  В фильмах были рассказаны легенды, мифы и воспоминания старшего поколения о снежном барсе. По признанию школьников, авторов фильма, знания, полученные от старшего поколения, зародили в них стремление ценить природу родного края, беречь ее уникальность и неповторимость.

Рисунки, сочинения, макеты учащихся школ Ат-Башинского района Нарынской области были представлены на выставке “Я изучаю окружающий мир. Защитим снежного барса ”, организованной для школьников и студентов в г. Нарыне весной 2018 г. 

Для педагогов и школьников были подготовлены учебное пособие «Стражи белоснежных гор», утвержденное ученым советом Кыргызской академии образования при  Министерстве образования и науки КР, и познавательная игра “Сохранение снежного барса и его среды обитания".

По линии проекта “Экосистемный подход для адаптации к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии” в г. Нарыне была проведена социально-образовательная выставка, объединившая две экспозиции –"Я и окружающий мир. Климат и фенология" и "Я и окружающий мир. Защитим снежного барса".  Креативные и изобретательные макеты, красочные рисунки, увлекательные сочинения, короткометражные фильмы были посвящены экосистеме их родного края, проблемам таяния ледников, деградации пастбищ, воздействия мусора на почву и растения, сохранения снежного барса.  Каждая из представленных работа выразила неравнодушное отношение школьников к окружающей среде и природным ресурсам.

Кроме этого, в начале работы проекта в средних школах сел Баш-Кайынды и Большевик Баш-Кайындинского айыльного аймака были установлены    беспроводные метеостанции, с помощью которых старшеклассники исследовали местный климат, качество воды и изменения растительности. Под руководством преподавателей биологии и географии школьники также вели наблюдения за сельхозкультурами.

По проекту “Сохранение биоразнообразия и сокращение бедности с привлечением местных сообществ к управлению орехоплодовыми лесами и пастбищами” в течение 2019 года сотрудничество велось с 18-ю школами Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области, в результате которого применялись инновационные подходы в области экологического образования. Это участие педагогов и школьников в акциях “Марш парков” и “Фестиваль грецкого ореха”, тренингах, посвященных прогрессивным методикам преподавания учебных дисциплин и основам кинопроизводства. Благодаря обучению в мини “киноакадемии” школьники создали 5 экспериментальных короткометражных фильмов, объединенных темой сохранения и защиты орехоплодовых лесов Арстанбапа.  Три ленты были отобраны для участия в республиканском детско-юношеском кинофестивале, организованном “ОФ детского кино “Карек”.  Героиню одного из фильмов, тринадцатилетнюю школьницу Арууке кызы Нурдин из села Арстанбап, жюри конкурса признало “Лучшей юной актрисой года”. 

В рамках активной информационной кампании были проведены различные мероприятия в интерактивной и интересной форме: информационные встречи с жителями, включая представителей госорганов, лесных хозяйств, пастбищных комитетов и религиозных деятелей, семинары и творческие конкурсы для журналистов и школьников, кинопоказы экспериментальных короткометражных и тематических фильмов, а также активно распространялись информационные материалы на тему устойчивого управления природными ресурсами.

Одним из информационных продуктов направления “экологическое образование” проекта стало руководство “Устойчивое образование и сохранение биоразнообразия”.