«Экологическое образование и гражданская наука в горных регионах Кыргызстана»

  • Срок реализации: 2015 - 2018
  • Донорская организация: Сеть по Развитию Открытой и Совместной Науки, Германское общество по международному сотрудничеству, Фонд Кристенсена, Фонд Сообществ Силиконовой Долины
  • География: Нарынская область, Кыргызская Республика
Уровень школьного образования, особенно, в дальних горных регионах является достаточно слабым из-за дефицита квалифицированных кадров, низкой заработной платы педагогов, отсутствия новых методик обучения и неудовлетворительной технической оснащенности школ по всему Кыргызстану. В большей части средних учебных заведений оборудование и лаборатории не обновлялись со времен распада Советского Союза и в настоящем ситуация лишь усугубилась. Как следствие, ученики не имеют возможности изучать на практике такие предметы как биология, физика, химия, экология, природоведение и география с использованием технических инструментов и инновационных, интерактивных подходов, что позволило бы сделать обучение более познавательным и увлекательным. И, несмотря на то, что в настоящее время широко развиты информационные технологии, а различные методы обучения можно изучать в сети Интернет, отсутствие знаний, навыков и компьютерной техники не позволяют использовать эти возможности. Кроме того, экологическая просвещенность по вопросам управления природными ресурсами, понятию и роли экосистем, включая защиту и сохранение краснокнижных животных, остается на достаточно низком уровне, несмотря на то, что горные сообщества являются прямыми их пользователями.

Предпосылки проекта

Особенность проекта заключается в использовании подхода гражданской науки, то есть в привлечении обычных людей - учеников, учителей, фермеров и чиновников органов местного управления - к сбору научных данных, их анализу и истолкованию. Учитывая ограниченность экологических данных на местном уровне, особенно в отдаленных регионах, эта возможность очень ценна для вовлеченных граждан, поскольку они смогут расширить свои знания об окружающей их среде и получить научную основу для обсуждения и реагирования на экологические изменения на местном уровне.

Цели и задачи проекта

Цель заключается в повышении уровня экологического образования в горных регионах Кыргызстана через изучение местной окружающей среды путем проведения гражданских исследований и предоставления доступа к полученной информации всем желающим, а также для принятия информированных решений относительно окружающей среды.

Компонент экологического образования был использован в проектах «Экосистемный подход для адаптации к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии» и «Защита снежного барса путем разработки интегрированного плана управления пастбищами с местным сообществом»,

Другими словами, экологические вопросы рассматриваются непосредственно через практические эксперименты и интерактивные упражнения, что способствуют более глубокому пониманию темы и, соответственно, лучшему экологическому управлению и планированию.

Результат проекта

Основными продуктами компонента «Экологическое образование» являются практические руководства «Изучение воды через эксперименты», «Фенология растений и климат», «Защита и сохранение снежного барса». Пособия содержат инструкции по проведению экспериментов  и упражнения в определенной тематике для среднеобразовательных школ.

Руководства создаются на основе проведенных мероприятий в рамках проектов, включающих совместную разработку экспериментов с пилотными школами, их тестирование, тренинги для учителей, сбор данных, их обработку и представление результатов на образовательных выставках, семинарах и круглых столах для заинтересованных сторон. За отчетный период подобные мероприятия прошли в 12 школах Ак-Талинского, Ат-Башинского и Нарынского районов Нарынской  области.

Еще одним результатом проекта стала социально-образовательная выставка «Сквозь воду: гражданские исследования в Нарынских школах», на которой участники проекта представили результаты своих исследований в виде макетов, видеороликов, инсталляций, моделей изменения свойств воды и т.д.

В дополнение выпущена электронная книга «Сквозь воду» на тему социально-образовательной выставки, которая является документацией школьных проектов, подготовленных учениками на основе проведенных экспериментов по анализу и изучению водных ресурсов их сел. Также на базе руководств по воде и фенологии готовятся к выпуску мобильные приложения «Водные организмы» и «Фенология растений». Данные приложения будут служить платформой для сбора, анализа, интерпретации и обмена информации, собранной в результате гражданских исследований. Приложения можно будет скачать на мобильные телефоны через сервис Play Market.