Особенность проекта заключается в использовании подхода гражданской науки, то есть в привлечении обычных людей - учеников, учителей, фермеров и чиновников органов местного управления - к сбору научных данных, их анализу и истолкованию. Учитывая ограниченность экологических данных на местном уровне, особенно в отдаленных регионах, эта возможность очень ценна для вовлеченных граждан, поскольку они смогут расширить свои знания об окружающей их среде и получить научную основу для обсуждения и реагирования на экологические изменения на местном уровне.
Цель заключается в повышении уровня экологического образования в горных регионах Кыргызстана через изучение местной окружающей среды путем проведения гражданских исследований и предоставления доступа к полученной информации всем желающим, а также для принятия информированных решений относительно окружающей среды.
Компонент экологического образования был использован в проектах «Экосистемный подход для адаптации к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии» и «Защита снежного барса путем разработки интегрированного плана управления пастбищами с местным сообществом»,
Другими словами, экологические вопросы рассматриваются непосредственно через практические эксперименты и интерактивные упражнения, что способствуют более глубокому пониманию темы и, соответственно, лучшему экологическому управлению и планированию.
Основными продуктами компонента «Экологическое образование» являются практические руководства «Изучение воды через эксперименты», «Фенология растений и климат», «Защита и сохранение снежного барса». Пособия содержат инструкции по проведению экспериментов и упражнения в определенной тематике для среднеобразовательных школ.
Руководства создаются на основе проведенных мероприятий в рамках проектов, включающих совместную разработку экспериментов с пилотными школами, их тестирование, тренинги для учителей, сбор данных, их обработку и представление результатов на образовательных выставках, семинарах и круглых столах для заинтересованных сторон. За отчетный период подобные мероприятия прошли в 12 школах Ак-Талинского, Ат-Башинского и Нарынского районов Нарынской области.
Еще одним результатом проекта стала социально-образовательная выставка «Сквозь воду: гражданские исследования в Нарынских школах», на которой участники проекта представили результаты своих исследований в виде макетов, видеороликов, инсталляций, моделей изменения свойств воды и т.д.
В дополнение выпущена электронная книга «Сквозь воду» на тему социально-образовательной выставки, которая является документацией школьных проектов, подготовленных учениками на основе проведенных экспериментов по анализу и изучению водных ресурсов их сел. Также на базе руководств по воде и фенологии готовятся к выпуску мобильные приложения «Водные организмы» и «Фенология растений». Данные приложения будут служить платформой для сбора, анализа, интерпретации и обмена информации, собранной в результате гражданских исследований. Приложения можно будет скачать на мобильные телефоны через сервис Play Market.