Кыргызская, республика, г. Бишкек, пер. Уфимский, 3

Эксперты ОФ “CAMP Алатоо” доработали национальный план действий по реализации Конвенции по борьбе с опустыниванием

 29 Июнь 2020

Работа над проектом национального плана действий (НПД) была проделана  в рамках проекта по  управлению природными ресурсами в подверженных засухе и засоленных ландшафтах сельскохозяйственного производства в Центральной Азии и Турции.  

Проект НПД был представлен  на обсуждение экспертной рабочей группе по активизации осуществления Конвенции в Кыргызстане, деятельность которой координирует министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР.  Дискуссия прошла в режиме онлайн с участием представителей МСХППМ КР, неправительственных и международных организаций.

План включает меры по профилактике и борьбе с деградаций земель, которые республика должна предпринять в ближайшие 5 лет. С момента присоединения  Кыргызстана к КБО ООН в 1999 году, алгоритм действий обновляется уже в третий раз.  Это связано с тем, что ежегодно растут масштабы  территорий,  захваченных процессами опустынивания и засухи,  представляющими серьезную угрозу земельному фонду.

По статистике, озвученной на встрече,  около 25 %, земель  находятся в пустынных предгорьях и низкогорьях,  заняты пашнями (12%) и населенными пунктами (13%) и не способны эффективно формировать благоприятную экологическую среду. При этом для продуктивных зон и естественных экосистем  остается от 30 до 35 % территорий, которые  также перегружены из-за деятельности человека.  Большинство источников воды расположены в  горных или предгорных зонах,  а около 28 % забираемой воды теряется при транспортировке  из-за плохого  состояния ирригационных систем.

Факторами, приводящими к деградации земель, специалисты назвали разобщенные действия госорганов в управлении земельными ресурсами,  низкую культуру землепользования, дефицит сельхозтехники и водообеспечения, неэффективную систему мониторинга и оценки состояния земель. Поэтому национальный план действий призывает исполнителей Конвенции в лице госструктур решать данные проблемы, но прежде, включить противодействие деградации земель в стратегические политики страны.

Как рассказал эксперт Искендер Байназаров, задача  авторов  документа заключалась в том, чтобы “план действий был реальным и выполнимым  в экономических и социальных условиях”. Разработчики следовали целям национального плана, обозначенным  в самой Конвенции. 

План базируется на пяти целях:  (1) повышение осведомленности на всех уровнях о причинах  опустынивания, засухи и мерах борьбы; (2) установка рамок политики противодействия деградации земель; (3)расширение  базы научных знаний и технологий, распространение лучшего опыта;(4) повышение потенциала заинтересованных сторон для решения проблем деградации; (5) мобилизация  финансов и технологий для осуществления Конвенции КБО ООН. 

Для каждой  цели авторы расписали определенные задачи и ожидаемые результаты. Для повышения осведомленности было предложено создать  единую информационную базу научных и учебных материалов на сайтах госорганов, обеспечить доступ к картам с указанием уровня и вида деградаций, сформировать общественное мнение о необходимости бережного и рационального использования земельных и водных ресурсов и т.д.

Эксперты указали, что в государственную  политику и  практику  противодействия опустыниванию и засухе необходимо внедрять “природоохранные и эколого-чувствительные подходы”,  устранять дефицит госслужащих, квалицированных в этой сфере и др.

Повышения потенциала заинтересованных сторон можно добиться за счет эффективного управления земельными ресурсами, укрепления роли профильных ведомств и объединения национального плана действий с государственными и международными программами.

Во время обсуждения проекта участники встречи высказались о том, что документ должен также учитывать  меры по борьбе с деградацией пастбищ,  развитию агролесоводства и  улучшению состояния орошаемых земель.  Члены рабочей группы пришли к общему мнению, что в план должны быть включены актуальные проблемы, что облегчит обеспечение финансовых средств для его реализации.

Участники круглого стола решили, что  НПД в целом содержит все необходимые составляющие, однако нуждается в доработке  с учетом рекомендаций, прозвучавших на круглом столе.

 


Фото вверху: https://cadi.uni-greifswald.de/